Грузоперевозки Москва и Московская область дешево
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

На чем перевозят скоропортящиеся грузы?

Смотрите также другие материалы по данной теме:
Скоропортящиеся грузы и товары

Для перевозки скоропортящихся грузов используются автомобили следующих типов:

  • изотермический кузов;
  • ледник;
  • рефрижератор;
  • отапливаемый кузов.

Самыми известными типами являются, пожалуй, «изотерм» и рефрижератор. Изотермический кузов – это герметичная система, внутри которой температура может долгое время сохраняться на одном уровне. Это обусловлено конструкцией кузова: он имеет обшивку со слоем теплоизолирующего материала (пенополиуретан, пенопласт, возможны другие варианты).

Благодаря этому теплообмен с внешней средой замедляется, теплоотдача снижается. Толщина теплоизолирующего слоя может составлять от 30 до 100 миллиметров, возможны вариации.
Оптимально использование изотермического кузова при температуре воздуха от -10° С до +20° С. Температура товара, особенно если она не слишком отличается от температуры окружающей среды, останется неизменной в течение долгого времени.

Изотермический кузов может поддерживать определенную температуру, но изменить ее во время движения нельзя. Холодильных и нагревательных установок в изотермических фургонах нет.

Помимо изотермических кузовов, существуют также изотермические цистерны. Они также имеют теплоизолирующие стенки, изготовленные по специальной технологии и затрудняющие активный воздухообмен с окружающей средой. Изотермические цистерны служат для доставки скоропортящихся жидких грузов (например, живой рыбы) на расстояние свыше 200 километров.

Если ваш груз нуждается в сильном охлаждении во время пути, изотермическим кузовом не обойтись - нужен рефрижератор. В первую очередь это касается перевозки таких грузов, как мясо, рыба, молочные продукты. Рефрижераторы также используются для летних перевозок свежих овощей и фруктов. В пути от Москвы до Сочи (2000 километров) при температуре воздуха +30° С даже самый лучший изотермический отсек вряд ли позволит овощам доехать до столицы такими же свежими, как на загрузке.

Рефрижератор представляет собой изотермический кузов с собственной холодильной установкой.

Она должна обеспечивать требуемую температуру в кузове на всем протяжении пути. Теплоизолирующий слой препятствует нагреванию кузова и делает температуру стабильной. Эксплуатация рефрижератора обходится несколько дороже, чем использование изотерма, так как непрерывно работающая холодильная установка потребляет больше энергии. Но именно благодаря этому скоропортящиеся грузы при перевозке сохраняют свое качество. Среди них даже выделяют особую категорию рефрижераторных грузов. Это товары, которые по санитарным нормам можно перевозить только в машине с холодильной установкой. Например, многие замороженные фрукты, ягоды, овощи, полуфабрикаты требуют температурного режима в пределах от -5 до -1° С, при этом колебания температуры должны быть минимальными. Изотермический кузов не может обеспечить данных условий, поэтому для грузоперевозки таких грузов используются исключительно рефрижераторы.

Бывают и обратные ситуации – когда груз в пути нужно не охлаждать, а обогревать (поддерживать плюсовую температуру, когда на улице «минус»). В таких случаях используют отапливаемые грузовые автомобили. Принцип работы у них тот же, что и у рефрижераторов, только вместо холодильной установки в кузове работает отопительная. Соответственно, в таких машинах можно перевозить охлаждаемые грузы. К ним относятся товары, требующие температурного режима от 0 до 15° С. Отапливаемый автомобиль способен обеспечить такую температуру и сохранность груза в зимнее время года, когда чрезмерное охлаждение обычного изотермического кузова может привезти к замораживанию и порче товара.

Ледник – это транспортное средство для перевозки продуктов, требующих глубокой и длительной заморозки (например, замороженные мясо и рыба). Он представляет собой изотермический кузов, снабженный особым источником холода. Чаще всего это естественный лед (с добавлением соли или без нее), сухой лед, а также сжиженные газы. Механические и абсорбционные установки для обеспечения холода в ледниках не применяются.

Особое устройство ледника позволяет опускать температуру внутри кузова до нужных пределов и поддерживать ее на заданном уровне при достаточно жарких погодных условий вовне (около 30 °С). Благодаря этому в них можно даже летом перевозить скоропортящиеся товары глубокой заморозки.

Любой кузов, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, должен быть изготовлен из  материалов, устойчивых к коррозии и внешним воздействиям. Стены, пол, потолок кузова должны легко мыться, обеспечивать достаточную барьерную защиту от вредных внешних факторов. Попадание пыли и грязи внутрь изотерма, рефрижератора или других подобных транспортных средств со скоропортящимися продуктами недопустимо!

Машину для перевозки скоропортящегося товара выбирают, отталкиваясь от нужного температурного режима, а также от «забортных» погодных условий. Так, например, замороженную рыбу и мясо, сливочное масло и маргарин зимой допустимо перевозить в изотермическом фургоне. Консервы, соки, вино, пиво, безалкогольные напитки, напротив, можно перевозить в изотермическом кузове в теплое время года (если температура воздуха выше 0° С), так как зимой в подобном транспорте они могут замерзнуть.

Машина для доставки скоропортящихся грузов должна соответствовать санитарным требованиям. За этим обязан следить владелец автомобиля – транспортная компания, либо грузоотправитель (если он перевозит скоропортящийся товар на собственном подвижном составе).  Транспортное средство, соответствующее гигиеническим нормам, должно иметь санитарный паспорт. Обычно этот документ выдается на срок от трех месяцев до полугода.

Минимум раз в месяц машину для перевозки скоропортящихся грузов необходимо дезинфицировать (многие перевозчики делают это чаще, например, санитарную обработку кузова можно проводить каждые 10 дней). Отметки о дезинфекции проставляются в санитарном паспорте.

Какие документы нужны для перевозки скоропортящихся грузов?
Кроме санитарного паспорта, при перевозке скоропортящихся грузов водитель должен иметь следующие документы:

  • лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове авто – оформляется владельцем машины либо организатором перевозки, транспортной компанией;
  • сертификат качества продукции либо удостоверение качества;
  • карантинный сертификат;
  • ветеринарное свидетельство.

Последние три пункта – это документы непосредственно на товар, они оформляются грузоотправителем. Делается это заблаговременно, так как документы нужно отдать водителю перед рейсом.

Не забывайте, что при доставке скоропортящихся товаров, как и при любой другой грузоперевозке, обязательно оформляется товарно-транспортная накладная. В ней, помимо прочих показателей, также указывается предельно допустимая для данного товара длительность перевозки.

Другие статьи